Как написать рецензию

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;

2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;

3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:

1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;

2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);

3. Критический разбор или комплексный анализ текста:

  • смысл названия;

  • анализ его формы и содержания;

  • особенности композиции;

  • мастерство автора в изображении героев;

  • индивидуальный стиль писателя.

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

  • основная мысль рецензии;

  • актуальность тематики произведения.

Советы о том, как писать рецензию

  • В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;

  • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;

  • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;

  • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;

  • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;

  • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;

  • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

  • подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;

  • подмена рецензии комментарием или отзывом;

  • отсутствие аргументации;

  • фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;

  • «оригинальничание» в ущерб содержанию и логике работы;

  • неясность позиции рецензента;

  • перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);

  • преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;

  • неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Человек - ошибка природы?
Целительная сила прогулки